Если план есть - ему надо следовать. Правда, к обзору того фанфика, который снова увёл меня в мир Поттерианы, к
"Однажды, двадцать лет спустя", я еще не готов. Попробую поговорить о втором.
"Закон противоположностей, или психология счастья". История о том, как сложились после битвы за Хогвартс судьбы двух одноклассников - признанного национальным героем и торжественно похороненого Северуса Снейпа и также признанного погибшим Упивающегося Смертью Ойгена Мальсибера (персонажа, абсолютно мне не знакомого и не запомнившегося ничем по канону). История, абсолютно не похожая на другие фики, включая "Взломщиков", история обоснованная, продуманная и дающая широкий простор для продолжений, ответвлений и т.п.
Философии здесь не намного меньше, чем в "Однажды", но она не столь "прямолинейна", идеи и выводы не подносятся на "блюдечке" - но неравнодушный читатель не сможет не задумываться.
Герои... Мальсибер - очень живой, понятный и как-то быстро ставший "своим", человек, который, пройдя через несколько кругов ада (по своей вине, которую и не отрицает), возвращается к состоянию, о котором сам говорит "по умолчанию счастлив". Снейп... Пожалуй, такой, каким он и должен быть после ухода из его жизни манипуляторов всех уровней.
Сюжет... Не знаю, можно ли воспринимать то, что напишу, как спойлеры (я-то их всегда любил, порой и книги читал, сначала заглядывая в конец, но не все ж такие), но спрячу, на всякий случай, размышления о том, что привлекло мое внимание.
читать дальше
В общем, очень многое здесь задается словами, сказанными Мальсибером в самом начале, по поводу вытащенного им из Визжащей хижины Снейпа - "Говорили мне в детстве – не подбирать всякую пакость". Ироничная эта реплика определяет и стиль отношений между героями (очень близкий мне, не декларативно-дружеский, а тот, когда слова и поступки маскируют глубину чувств... чтобы не спойлерить, вспомню любимый МЭШ, ситуацию, когда Клингер отдает Пирсу журнал, посвященный родному городу Ястреба, отдает со словами типа "да вот, завалялся тут какой-то мусор, кажется, Вам это может быть интересно", а потом становится понятно, что он специально его искал, не пожалев отдать за него весьма дефицитные продукты), и мотивы их поступков (а герои принимают участие в самых разных катаклизмах нашей эпохи - включая трагические события в Нью-Йорке и Новом Орлеане).
Интересно наблюдать, как реализуется в жизнь то, что загадают герои в ночь Миллениума (и как будут идти они к этой реализации - в конце концов, "настоящие чудеса делаются своими руками")
"Мальсибер – что хочет когда-нибудь увидеть всех тех своих, кто сейчас жив, и чтобы когда-нибудь все они были бы, наконец, на свободе и счастливы. И, конечно же, чтобы они были с ним – так или иначе. И чтобы его компаньон и друг тоже был бы, наконец, счастлив – что бы тому для этого ни понадобилось. И, разумеется, оставался всегда рядом с ним. И чтобы когда-нибудь они построили настоящий дом, и в доме этом были бы дети… А ещё он думает о собственном самолётике – лёгком и небольшом, а ещё о яхте, на которой можно было бы ставить парус…
А Снейп – чтобы прошлое навсегда бы осталось в прошлом. И чтобы его компаньон и… друг, да – получил всё, что хочет, и вспомнил бы, наконец, что он всё же волшебник. И о том, чтобы Ойген встретил когда-нибудь свою женщину, и полюбил бы её, и чтобы это обязательно было взаимно, потому что сам он слишком хорошо знает, как это важно – взаимность… А ещё он желает всем тем, кто остался в его прошлой жизни – добра. Просто добра – и, может быть, счастья, но главное – продолжения жизни, которая, наконец, разошлась навсегда с его собственной. И думает, что, на самом-то деле, у него самого есть вообще всё, чего ему по-настоящему хочется – и просто желает себе, чтобы так оставалось всегда. "
Изюминка этой истории для меня - именно динамика характеров. Эмоции героев - особенно Драко и Люциуса Малфоев и того же Мальсибера, осознающих, ЧТО они делали (и если Малфои просто фиксируют порой "мерзость" своих поступков, то как это осознает Ойген, автор показывает в сильнейшем диалоге его с Ревальтом, родным дядей, который ушел в войска магглов и погиб на фронтах 2-й мировой). Когда упомянул про обоснованность - имел в виду именно динамику, не мгновенное превращение Упиванца в Спасателя, а путь к этому - через ненависть к смерти, вынесенную из Азкабана, через потери близких, через "когда я убивал магглов, он их спасал".
Что еще?
Конечно, отличная линия общения старых друзей - и шок и счастье Драко (а потом и Малфоев-старших), и - опять же, слегка маскируемая (а иначе нельзя) - попытка вернуть Люциуса к жизни (не к формальному существованию, а именно к полноценной жизни, к ощущению себя живым, к состоянию, в котором "счастливый Люциус Малфой – приятнейший собеседник, замечательный ученик и совершенно чудесный друг"), и встреча с Эйвери и Лейстрейнджами в финале...
Изрядная доля юмора, деликатность автора в линиях, посвященных личной жизни героев.
Необычный, но очень логичный подход к пониманию "Империо" - как заклинания, изначально созданного врачами, стремящимся сохранить жизнь, и то, как осторожно и "полезно" применяет его Ойген
Не такое большое, как в "Однажды", но все же весьма приличное количество реплик, которые хочется цитировать.
Например, запоминающийся монолог Ойгена во время объяснения с Северусом, когда Мальсибер впервые понимает, что такое обида, а Снейпа "накрывает давным-давно позабытое чувство" стыда.
- Больше я ничего подобного чувствовать не желаю никогда. Не смей больше так делать. Обида, - он усмехается почти удивлённо. – Надо же… пакость какая. Тьфу, - он морщится и уже нормально, наконец, улыбается. – А ты полжизни так прожил… Северус, но это кошмар же какой-то! – восклицает он. – Это же хочется всех вокруг заавадить! – он вдруг смеётся, и Снейп с облегчением понимает, что для Ойгена всё закончилось, а сам он прощён. Теперь бы ещё самому себя простить. – Слушай, я, кажется, понял, кто, как и когда придумал это заклятье! – говорит он, придвигая себе второй стул и садясь рядом с Северусом. – Это был кто-то, кого очень сильно обидели. И ты знаешь – я его понимаю!
Или разговор о том, что же такое настоящее желание - не обычная хотелка, а то, которое может определить дальнейшее развитие событий:
- Желание, Северус, - улыбаясь, говорит Ойген, - это когда я очень хотел тогда убраться из Хогвартса, а потом зашёл в эту хижину – а там ты полумёртвый, но всё же живой – и когда я решил, что желаю, чтобы ты присутствовал в моём будущем мире в натуральном виде, а не в качестве воспоминания, и потащил тебя за собой. И когда ты там в Париже, рискну предположить, тоже очень хотел, чтобы я жив остался – вот это желание. И когда та же Молли Уизли Беллу убила – в бою, между прочим, то есть, считай, на дуэли – вот это было оно.
Надо бы остановиться... И в заключение просто вспомнить те фрагменты, которые я перечитал уже несколько раз (навскидку, список не исчерпывающий)
- главы 27-28 (первые встречи с Малфоями)
- диалог об исполнении желаний в главе 29
- диалог Снейпа и Мальсибера об обращении с Малфоем в главе 31 ("То, что мне смешно – ему больно… не обижай его, пожалуйста")
- историю о Снейпе и мормонах (главы 43-44)
- отличный диалог о дружбе и родстве в главе 69 (в том числе и из-за перекличек с "Однажды")
А завершу - репликой Ойгена, которая многим из нас способна помочь выжить сейчас, в очень странном мире:
"У меня нет выбора: мне должно здесь всё нравится. Потому что оно всё равно никуда не денется, и жить нам придётся по этим правилам – просто разумнее любить их и восхищаться, ты не находишь? Гораздо приятнее жить в мире, который тебе нравится,"