Прошло полтора месяца, книга несколько раз перечитана, размечена закладками, вопросами, восклицательными знаками - и, кажется, я готов к тому, чтобы сформулировать свои впечатления.
читать дальше
Начнем с сюжета. Все крутится вокруг размышлений 38-летнего Гарри Поттера - "кого из заключенных в Азкабане Упивающихся Смертью можно амнистировать". Но тут сплетаются несколько линий, причем некоторые оказались очень важными и интересными для меня. Если расставлять в порядке моих личных приоритетов, то получится так:
- путь изначально чужих людей друг к другу (Гарри - Люциус Малфой)
- путь к пониманию тех, кто рядом с тобой (Гарри - Джинни и Гарри - Уизли-старшие)
- путь к преодолению мстительности (не знаю, как лаконичнее сформулировать, расшифрую потом)
- внутреннее взросление "УПСов"
Что ж, по порядку.
Путь людей друг к другу, попытка понять, почему, как возникают между людьми дружеские отношения - об этом я задумывался часто, это звучит на страницах многих любимых мной книг (Владимир Санин, Дик Фрэнсис... Крапивин, само собой). Были сюжеты с изначально близкими по духу людьми, были - через преодоление первоначальной настороженности, не слишком удачного первого знакомства... Но тут - два человека с разницей в возрасте (что-то около 20 лет, если я правильно понимаю), с разным отношением к жизни, стоящие (стоявшие, если точно) по разные стороны баррикад. И путь, пройденный Поттером - от привычного с детства "отвращения к Люциусу Малфою" через общее дело, через крепнущий интерес к разговорам, через недоверие и "предательство" - к ощущению понимания, поддержки и отцовского плеча в самом правильном и чистом смысле этого слова (как же меня выводят истории, которые так или иначе, но подводили под "отцовские" отношения Гарри и Снейпа.... а тут... тут всё получилось вполне убедительно, без фальши). Об этом пути, наверное, придется написать отдельный пост. Если соберусь с силами.
Путь к пониманию тех, кто рядом.
Иногда это сложнее. Одним из самых "обдумываемых" мной разговоров стал диалог Гарри и Люциуса о дружбе, о том, что в это слово вкладывали "не дружащие" Малфои. Об этом можно (и нужно) будет говорить отдельно, но сейчас я попытаюсь через этот разговор перейти ко второй "моей" линии сюжета.
"- дружба – это и есть такая вот связь, когда позади – много всего, дорогого и важного, и чем дальше – тем больше, и тем страшнее однажды лишиться этого. А лишиться можно, если сделаешь что-то не то – вот как сегодня вы с Молли и Артуром. Это же очень страшно, когда один поступок может вырвать у вас кусок прошлого, который уже пророс в ваше сердце.
- А у вас, значит, такого нет.
- Нет, - кивнул он. – Я не могу представить, что такого может сделать Уолли – или Руди, или Эйв, или Асти… тем более, мой сын или внук. Они – свои. Своего можно убить, в крайнем случае – но не изгнать. Вот вспомните, опять же, историю вашего крёстного… да если б – ну, с кем сравнить? Ну, пусть Руди – вдруг предал бы всех нас и выдал, не знаю, аурорам с Краучем во главе – и потом… нет, это глупо. Просто – нас кто-то предал бы и сел за это в Азкабан – да мне сто раз наплевать было бы, предавал он или нет! Я бы его сперва постарался вытащить – а потом бы уже разбирался. Сам. "
Если бы не прозвучало "потом сам бы стал разбираться", в этом определении можно увидеть много негатива. А так - вполне точно. Но мне представляется, что здесь еще и к семейным отношениям ключик. Потому что Гарри, принимая те или иные решения, совершая некие поступки, все время проецирует это на отношения с Джинни, с новообретенными родственниками - именно отчаянно боясь все потерять. Но, к его счастью, во-первых, связь между этими людьми оказывается очень крепкой, во-вторых, каждый из них дорожит лучшими чертами характера своих близких - и поэтому готов меняться. Не подстраиваться (хотя это слово неплохое, просто нередко в него негативный смысл вкладывают), а именно меняться. Готовы слушать, обдумывать... Самая сильная и важная для меня сцена здесь - это момент, когда Уизли и Малфои ВМЕСТЕ ждали пропавшего невесть куда Гарри, когда их объединило общее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ за близкого им человека. И в этой сцене, кстати, проявился авторский стиль (очень мне симпатичный) - не явное морализаторство и описание эмоций, чувств и т.д, а - "неправильно застёгнутые пуговицы рубашки" (это у аристократа Люца!), наигранные насмешки Билла, тихий голос Джинни...
Мстительность и ее преодоление. Агрессия по отношению к "иным". То, что очень четко в какой-то момент сформулировал Гарри ("кто научил их тому, что это вообще возможно? Что Малфоев, по сути, пусть не убивать – понятно, что это случайно вышло – но унижать можно и весело, потому что они мерзавцы" - замените "малфоев" на "сторонников волдеморта" или вообще на "инакомыслящих, причем проигравших - и получите одну из ключевых проблем современного мира вообще). Ну или вопрос, пришедший еще из "Вавилона-5" - "где заканчивается месть и начинается правосудие"? Ситуация, с которой сложно справиться взрослым - и с которой придется справляться мальчишкам. Совершая ошибки, исправляя их последствия... Проходя путь к осознанию того, что "Скорпиус - вообще-то ничего" (если брать локальную ситуацию) и к готовности налаживать мирные отношения между слизеринцами и гриффиндорцами вообще. Тут как раз великолепна ненавязчивая педагогика Нарциссы Малфой, с ее умением говорить на равных, с готовностью разбирать, а не наказывать. Педагогика, в основе которой пережитое - и унижение, и страх за близких, и ощущение безнадежности. Ключевая цитата - слова НАрциссы после одной из проделок буйных юных Поттеров: "от всего этого ужаса я бы пришла в ярость, конечно… а сейчас… это же так чудесно: дети, играют… шалят. Нормальные здоровые дети должны играть и шалить. И они ничего не боятся, и немножко ещё не умеют думать… это жизнь. Нормальная жизнь, Гарри… вы понимаете? Это нормально – когда дети ставят ведро воды на дверь комнаты, чтобы кого-то так подловить… ненормально, когда вместо ведра воды у тебя дома за дверью Грейбек или дементор. "
Вообще в рамках этой линии много тем для размышлений. И - опять же "вавилонское- "Прощать всегда тяжелее. Тяжелее этого нет ничего на свете."(это, в бОльшей степени, к вопросу об амнистии", и опасность появления нового Тома из числа унижаемых проигравших, и опасность такого поведения для победителей ("- Око за око, зуб за зуб. - Благодаря такой системе все останутся без глаз и зубов.")
Теперь Упивающиеся. Чем привлекал к себе Том Риддл изначально? Потом - понятно, метка увернуться уже не давала, а изначально? Роулинг об этом даже не пыталась рассуждать, да и не щадила она особо своих героев (с обеих сторон). Поэтому то, что Алтея обращает свое и наше внимание на этих персонажей, причем не ставя задачей обелить - а предлагая просто задуматься о них - уникально само по себе. В итоге герои получились очень любопытными и интересными. Им - веришь. И в немалой степени потому, что автор "тактически грамотно" их подает, опять же - не с помощью авторского описания, а через поступки, детали, диалоги (ну и порой, конечно, через реплики других персонажей)
Первым появляется Макнейр. У Роулинг ему все же несколько строк уделялось, в основном, как министерскому палачу. В фильмах - весьма несимпатичное воплощение. И там, и там - скорее, эскиз персонажа. Во "Взломщиках" - чуть поярче, но, преимущественно - в роли "тренажера" Снейпа. А тут сразу чувствуется личность. Сдержанный, в меру закрытый (это потом появятся штрихи к его характеру, связанные с отношением к тем, кто ему дорог). Умеющий убивать - но не способный при этом на унижение соперника. Сюжет разворачивается так, что малфоевская характеристика принимается сразу (не способный на предательство человек, у которого в крови, прежде всего - защищать). Не подчеркивай автор его шотландские корни, можно было бы поговорить о "чертах самурая". И приход его в УПСы - в том же стиле. В готовности Служить (не прислуживать) и в Верности. "я неправильно выбрал, кому служить. Но когда выберешь, остальное уже не имеет значения"
Эйвери. Еще один Упивающийся, мелькавший во "Взломщиках". "Книжный червь", которого даже расположенные к нему Малфой и Макнейр называют трусоватым. Правда, довольно быстро Гарри начинает сомневаться в точности этой характеристики - потому что "трусоватый" узник, теряющий силы и здоровье, отнюдь не спешит купить себе свободу ценой неприятностей для своих друзей. Да и приход к Лорду - тот единственный бунт, который он мог позволить против своего отца. Для меня основное впечатление о нем - чувство собственного достоинства. Которое если он и теряет ненадолго - то только при последней встрече с отцом. Да и то... Он ведь все равно делает шаг вперед - хотя и теряет равновесие, хотя дальше его ведет Макнейр...
Лестрейнджи. "Одиозные" по канону и в начале этой истории, характеры, абсолютно неразработанные Роулинг (даже их возраст сложно определить, что приводит к самым бредовым идеям в фанфикам - попадалось на глаза даже упоминание, что старший - ровесник Лорда). Мы помним их роль в сумасшествии Лонгботтомов, мы видим, как целенаправленно с лучшей стороны демонстрирует юного Родольфуса Люциус Малфой. И потом мы видим в Азкабане сильного душевно, но полностью потерявшего здоровье человека, способного на сильнейшую привязанность к людям (жена и брат... можно вспоминать многие детали, для меня ключевая - его "посещение" камер...). Но при этом - зависящего от это этой привязанности. И в этом его отличие от Макнейра. Ради тех, кого он любит, Родольфус может пойти... ну, утрируя, даже на предательство. На "сотрудничество", к которому не склонен Эйвери. Подозреваю, что Макнейр даже ради Нарциссы на подлость не пойдет. А вот на что способен Руди ради Рабастана... нет знаю. Он (по воле автора или сам по себе) закрыт, но то, что внутри силы бушуют - чувствуется.
Что касается младшего, Рабастана... Достоверно, страшно и грустно. Первая же ассоциация для юного, примкнувшего к Лорду младшего брата - Май из "Сказки странствий". В нем нет одержимости и злобности младшего Крауча, если бы нашелся кто-то, кто повернул бы его энергию и бушующие страсти в другую сторону - Асти прошел бы по жизни только своей светлой стороной. Но что случилось то случилось, и заплатил он за свой выбор очень дорого. Вот интересно - он многое помнит из прошлого... Но есть ощущение, что "темноту" он блокирует (про портключи, про "тризну" помнит, про рейды - нет). Мы видим только визит к Лонгботтомов (и пережитое там потрясение, когда "развлечение" оказывается таким грязным и жестоким), ну и еще по другим произведениям детали разбросаны... Но это вспоминают другие - не он. А сейчас важно, как ему - да и другим - жить в новом мире, со своей старой репутацией, но с новым взглядом на реальность. Искренне хочется защитить его, закрыть от реальности, но... ощущение, что подводные камни тут есть.
С другими вроде бы все ясно - люди, которые ущербны внутри, которым с Лордом было комфортно... Парадоксален только Руквуд. Его не любят и побаиваются "свои", ему не могут простить гибель Фреда Уизли - но постепенно возникает ощущение, что его не понимают - и в этом корни и боязни, и ненависти. Для меня этот персонаж остался... загадкой. Я не люблю таких рационалистов и зануд, они ненадежны, если Руди может совершить что-то не то ради близких, то Руквуд - ради того, чтобы ему было удобно, чтобы все шло так, как нужно. Я стараюсь держаться подальше от таких людей. Но... ему дали шанс на жизнь, на работу и даже на то, что рядом с ним появился человек, который его понимает. И мне интересно, что из этого получится. Хотя что делать Луне... У нее семья - с одной стороны. Ее удивительное умение понять и принять людей привело ее к сотрудничеству с Руквудом. И есть ощущение, что не должно прекратиться общение с Асти. И как всё это удастся совместить? Я ничего "аморального" здесь даже не имею в виду - я говорю лишь о том, что каждое из этих трех "общений" требует изрядной доли умственных и душевных сил. А их запас даже у Луны не безграничен.
Что понравилось и запомнилось.
- Музыкальность Малфоев. И то, что это проявилось, и то, как об этом было написано. Абсолютно естественная (и почему об этом фактически никто никогда не писал?), органичная - не только потому что это может быть принято в аристократических семействах, но, прежде всего, действительно "малфоевская". Музыка действительно ЗВУЧАЛА со страниц этой истории, которая способна помочь людям выжить. И музыкальные дуэты Драко и Люца - просто чудо!
- Объяснение Нарциссы и Молли - когда "две немолодые женщины, разные как хлеб и булат, и всё-таки чем-то неуловимо похожие", находят главную точку соприкосновения - боль и страх за близких.
- Объяснение Гарри и Драко и реплика "он все-таки тебя получил"...
- Разговор Нарциссы с мальчишками после покушения ("Я показываю вам это, мистер Поттер, не потому, что хочу как-нибудь наказать, а потому что хочу, чтобы если уж вы шли убивать кого-то в следующий раз - точно знали, что собираетесь сделать. ")
- выступление Шеклболта на суде (действия Августы Лонгботтом для читателя были очевидны, а вот то, что спасения для Руди придет таким образом - оччень интересный поворот)
- красивая сказка Нарциссы и то, как она ее рассказывает
- постоянное возмущение Гарри скрупулезным отношением Люциуса к формулировкам
- тактичность не только Нарциссы, но и автора в ситуациях перехода на брудершафт (да, я понимаю, что в английском - в отличие от французского, кстати - нет "ты" и "вы", но вот мне было важно, что, выполнив положенный ритуал, перейдя к именам, герои избежали панибратского "ты" - а в ситуации с разницей в возрасте даже при родственных связях это как бы подчеркнуло одновременно и доверие и уважение друг к другу)
- способы Малфоев снять напряжение в разговоре (белая искорка, выпущенная Драко, вытряхивание мусора из волос Гарри старшим Малфоем)
- маггловская драка как способ выйти из ситуации «сильный волшебник гневается»
Ну и вообще по тексту разбросано очень много реплик, характеристик, деталей, которые запоминаются, которые заставляют возвращаться к ним (у меня около 60 закладок сделано - и далеко не везде, кстати).
Завершу этот "поток мыслей" своеобразными "заметками на полях":
- личность чернокожего целителя можно заподозрить опознать по характерному "Обойдешься!" в адрес Гарри (даже интонацию можно услышать знакомую)
- почему-то постоянно страдает "морда лица" Малфоя (ей достается от маггла, от Руди, от Джинни, от Гарри... ). У меня даже заголовок для записи о Малфое и его Пути есть (Мудрец, Манипулятор или Боксерская груша)
- неожиданно гриновский финал (о том, как приятно делать
- хорошо бы понять, какую связь еще ищет Малфой-старший, если то, что Поттер и они родственники - известно
- отсутствие долга жизни Поттера перед Нарциссой (что могло бы аннулировать долг Драко) - означает ли, что его жизни на самом деле ничего не угрожало?